ГЕРМЕТИЗМ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ
by Автор Sophia Om
- Опубликовано в Новости и Статьи
- Прочитано 8808 раз
- Печать
- Эл. почта
- Станьте первым комментатором!
В работе русского философа Д. В. Страндена "Герметизм. Его происхождение и основные учения" в доступной форме излагаются представления древних египтян о строении вселенной, о психологических составляющих человека и об основах внутренней духовной работы.
Структурно книга делится на 3 части и Заключение.
В предисловии автор пишет: "Настоящий популярный очерк представляет собою переработку реферата, прочитанного автором 18 декабря 1913 г. в Обществе Ревнителей Истории. Он имеет целью возбудить интерес в широких кругах нашей читающей публики к идеям древнего герметизма, без знакомства с которым невозможно правильное, объективное понимание позднейшей истории развития религиозной и философской мысли в Европе".
В первой части «Происхождение Герметизма» изложена краткая история герметизма, автор научно обосновывает египетское происхождение учения, зародившегося за долго до Р.Х. Египетские мистерии, долгое время, передавались изустно и только в III ст. до н. э. появляются первые тексты. Автор прослеживает путь герметической традиции сквозь века вплоть до «Тайного учения» Е. П. Блаватской.
Во второй части «Изумрудная скрижаль Гермеса» излагаются метафизический, мистический, космогонический и алхимический смыслы "Изумрудной скрижали". Автор акцентирует наше внимание на том, что смысл текста метафоричен и заключает в себе 7 уровней значений:1) метафизическое, 2) космогоническое, 3) антропогоническое, 4) психологическое, или мистическое, 5) оккультное (т.е. относящееся к алхимии, астрологии и магии), 6) астрономическое и 7) историческое. Автор раскрывает смысл нескольких уровней значений.
"ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ ГЕРМЕСА"
То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху.
И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи (т.е. философского камня).
И подобно тому, как все вещи произошли от Единого (через посредство Единого) или: через размышление Единого (т.е. Логоса, Мирового "Я"), так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление (или: через принятие её извне, через "прививку" её).
Солнце её отец, Луна её мать.
Ветер носил её в своём чреве. Земля её кормилица.
Вещь эта – отец всяческого совершенства во всей вселенной.
Сила её остаётся цельной (т.е. неизрасходованной), когда она превращается в землю.
Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.
Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира.
Таким образом ты приобретешь славу всего мира.
Поэтому от тебя отойдёт всякая темнота.
Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утончённую вещь и проникнет собою всякую твёрдую вещь.
Так был сотворён мир.
Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых такой (т.е. таков, как изложено выше).
Поэтому я был назван Гермесом Трижды-величайшим, так как я обладаю познанием трёх частей вселенской философии.
Полно то, что я сказал о работе произведения солнца (Примеч.: т.е. алхимического золота. Другой также возможный перевод будет таков: "Полно то, что я сказал о действии солнца").
Посвящение в герметическую традицию
Особое внимание автор уделил пояснению мистического пути посвящения в герметическую традицию.
«Посвящение можно определить как ускорение нормальной эволюции человека. Согласно учению оккультизма, человечеству, по мере его эволюции, должны раскрыться новые состояния сознания, новые способности, в настоящее время доступные лишь немногим отдельным личностям, несколько опередившим прочих в своём развитии. Оккультисты утверждают, что путём особой тренировки ума, воли и эмоциональной природы человек может достигнуть значительного изменения своего психического существа».
Герметическое учение во многом позаимствовало техники самосовершенствования из Раджа Йоги. Герметическое «учение о пути посвящения излагается символически в трактатах по алхимии под видом процесса превращения неблагородных металлов в золото». Большинство сакральных книг герметизма являются сборниками гравюр. Поэтому изучению алхимической символики стоит уделить особое внимание.
Далее описаны два пути женский (ионический) и мужской (дорический), поясняется их сущностная разница. Женский путь стихийный и интуитивный, а мужской заключается в медленном и последовательном изучении с последующей трансформацией собственных качеств.
Описывая процесс создания философского камня (духовной трансформации) автор излагает понятие просветления в терминах учения Рерихов.
Семь фундаментальных принципов Герметизма
В третьем разделе книги «Основные учения Герметизма» описаны основополагающие принципы герменевтики. Их всего 7, исконно традиция передавалась устно от учителя к ученику. Чтобы передавать традицию дальше, адепты заучивали свод принципов, который назывался Kybalion. Ниже приведены цитаты из Kybalion’а.
1. Принцип ментализма
• "В основе существующей во времени, пространственной и изменяющейся Вселенной или за этой Вселенной можно всегда найти субстанциальную реальность - основную истину. Вселенная есть нечто умственное – она содержится в уме Всеединого". Так гласит изречение из Kybalion'a. Далее говорится, что "Всеединое создаёт в своём бесконечном разуме бесчисленные Вселенные, которые существуют в течение эонов"; и однако для всеединого созидание, развитие и упадок и смерть миллионов вселенных является как бы одним мигом".
• "Хотя всё существует во Всеедином, но не менее верно и то, что Всеединое есть во всём. К тому, кто действительно понимает эту истину, пришло великое знание"
2. Принцип соответствия или аналогии
• Согласно принципу аналогии, существует соответствие между явлениями и законами трех миров: духовного, умственного и физического. Этот принцип позволяет нам строить правильные заключения по аналогии от фактов видимого мира к фактам миров невидимых. Овладевший этим принципом может применять его к исследованию самых отвлеченных проблем, подобно тому, как овладевший основами геометрии может применять правила ее к решению самых сложных астрономических вопросов и, сидя в своей комнате, исследовать соотношения между небесными телами, находящимися на огромных расстояниях от него.
3. Принцип вибрации
• Герметическая философия учит, что в природе "ничто не находится в покое; всё движется, всё вибрирует", как выражен этот принцип в Kybalion'e. Герметисты придавали этому принципу огромное значение, как это видно из следующих слов одного старинного герметиста: "Тот, кто понимает принцип вибрации, тот схватил скипетр власти".
4. Принцип полярности
• "Всё двойственно; всё имеет полюсы; всё имеет нечто противоположное себе; сходное и несходное одно и то же; противоположности противоположны по природе; между ними есть различие лишь в степени; крайности сходятся; все истины – лишь полуистины; все парадоксы могут быть примирены".
• "Одно состояние ума может быть превращено в другое (как могут быть превращены друг в друга и металлы и элементы); одну степень ума можно превратить в другую; одни условия его проявления в другие; один полюс – в другой; одни умственные вибрации в другие".
5. Принцип ритма
• "Всё вытекает и втекает; всё имеет свои приливы и отливы; все вещи возникают и приходят в упадок; мера размаха направо есть также и мера размаха налево; в силу ритма одно компенсируется другим".
• Одним из проявлений принципа ритма является так называемый закон компенсации. В приведенном выше изречении из Kybalion'a этот закон сформулирован в словах: "Мера размаха направо есть также и мера размаха налево; в силу ритма одно компенсируется другим".
6. Принцип причинности
• "Всякая причина имеет своё последствие; всякое последствие имеет свою причину; всё совершается сообразно закону; случай есть лишь название, даваемое нами законам, ещё не познанным нами; есть много плоскостей причинности, но ничто не ускользает от закона".
7. Принцип двойственности активного и пассивного начала
• Этот принцип герметической философии формулирован в Kybalion'e следующим образом: "двойственность активного и пассивного начал наблюдается во всём; во всём есть мужское и женское начала; двойственность их проявляется на всех плоскостях бытия".
Заключение
Герменевтика – древняя оккультная традиция, которая является синтезом религии, философии и науки. Возможно она однажды послужит базой, на которой создастся новый, еще более грандиозный синтез – гармоническое и целостное знание, построенной на всей совокупности опытных данных, добытых человечеством. Такое примирение веры со знанием, религии с философией и наукой, античного гуманистического миросозерцания с христианской мистикой или, выражаясь символически, Креста с Розой, было исконною мечтою возникшего в средние века Ордена Розенкрейцеров, являвшегося духовным наследником древней герметической и восточной мудрости, с одной стороны, и гностического (иоанновского) христианства первых веков с другой.
Источник: Странден, Д. Герметизм. Его происхождение и основные учения. Сокровенная философия египтян / Странден Дмитрий ; Изд. Воронец А. И. - СПб. : Тип. Акционерного О-ва Тип. Дела, 1914. - [4], 85 с. ; 23 см. - 0-06.