Природа для шамана храм. Священное обо
by Автор Sophia Om
- Опубликовано в Новости и Статьи
- Прочитано 6399 раз
- Станьте первым комментатором!
Обо – это место, где надлежит произносить молитву и делать жертвоприношение духам местности, чтобы снискать их покровительство в путешествии или для нахождения в данной местности.
Подношения духам местности
По традиции на территории обо размещается камень, который служит алтарем для подношений духам места. Это могут быть крупы, вода, конфеты, монеты и многое другое, в зависимости от намерений жертвующего.
Так, например, в Бурятии в настоящее время широко распространен обычай делать подношение духам местности водкой или бурятским алкогольным напитком - тарасуном (молочной водкой). Эта процедура в народе называется "бурханить" и заключается в следующем - в водку (молоко, чай, тарасун) нужно макнуть безымянный палец и затем щелчками разбрызгать капли в четыре стороны света. Начинать надо со стороны, где светит солнце.
Цветные ленты на столбах или деревьях
В шаманской традиции в священных местах устанавливают столбы - сэргэ, на которых в большом количестве встречаются разноцветные ленты-залаа или на местном языке - хадак. В бурятский шаманизм эта традиция пришла из Тибетского Буддизма создав обычай повязывать флажки хийморин, цветные ленты (залаа, джалама) и хадаки на деревья.
Считается, что привязывая полоску материи в оба, человек обращается к духу местности (эжину), с просьбой или загадывает желание. На материи иногда пишут священные молитвы или отдельные мистические изречения. Когда ветер колышет ленточку с написанными на ней молитвами, тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами. Словом «залаа» обозначали также кисть из белых хадаков. При проведении обряда посвящения в шаманы привязывали хадак - такой обряд назывался «залаалаха». Первоначально в качестве залаа вешали пучки волос и конской гривы, они были и на древках монгольских знамен.
Символика цветов лент
- Белый хадак - символ изначальной чистоты, чистых помыслов. Белый цвет у бурят обладает особой сакральностью. Это цвет святости, благополучия;
- Синий хадак - символ гармонии, согласия и спокойствия. Он воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. В монгольском мире голубой, синий цвета - олицетворение Вечного синего неба, культ которого существует издавна. Этот цвет также символ мужского начала;
- Зелёный хадак - символ цветущей земли, благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых препятствий. Зеленым цветом буряты обозначали мать-землю;
- Красный хадак - символ сохранности и безопасности, а также притягивает все благие качества. Красный - цвет власти и величия. Этому цвету приписываются и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству;
- Жёлтый хадак - символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности, тепла, жизни. Желтый - цвет веры, процветания Учения Будды.
использованы материалы из книги С.Н. Волкова "По Байкалу". - Москва, АСТ, 2010